Немного бодрящей статистики для тех, кто мечтает о переходе в бизнес


[Канадские пуховики, banki.ru и почтоматы от Qiwi — казалось бы, причем здесь они?]

В предыдущих статьях этого мини-цикла мы уже поговорили о том, почему углубление в технической экспертизе не приводит к желаемому росту специалистов, а стремление вытянуть проект любой ценой не гарантирует менеджеру карьерного продвижения.

Сегодня — несколько слов о том, почему мы не считаем, что уход в свое дело это единственно возможное и правильное решение после того, как вы достигли карьерных высот, и как может быть по-другому.

Наша 3-я история — для тех, кто хочет в свой бизнес или мечтает стать директором и пока не видит, как движение в бизнес может привести его в это состояние.

Вырасти до директора — вполне возможно. Замечательно, если у вас получится просидеть на этой должности (и не заскучать) всю жизнь. А если нет, куда идти потом? Посмотрим правде в глаза: на рынке труда единицы топовых позиций. Нельзя просто так прийти по объявлению и сказать: хочу быть у вас директором. Если вы игрок высшей лиги, то скорее всего, за вами уже охотятся. А если нет?

Куда идти дальше?

Чем выше человек забрался по карьерной лестнице, тем сложнее ему расти куда-то дальше. Вероятность того, что вас повысят из позиции инженера или менеджера составляет, примерно, 10% (об этом говорит закон иерархии в устоявшихся структурах). При этом, вероятность еще одного перехода составляет первую вероятность, умноженную на вторую. То есть, шанс того, что вас повысят из инженеров в менеджеры, а потом из менеджеров в директора, составляет уже всего 1%.

Прикинув такую перспективу, многие говорят: раз так, то дальше вырасти я никак не смогу… И у них пропадает мотивация, становится плохо и неинтересно. Хотя выход, в общем-то, есть. Очень часто — это выход в свое дело. Правда, этот выход очень не для всех.

В чем сложность?

Позвольте спросить: если вас тоже посещали мысли о том, чтобы открыть собственный бизнес, то почему вы этого до сих пор не сделали? Скорее всего потому, что это страшно. Вы боитесь рискнуть всем и проиграть, потерять гарантированный доход. Ведь многие приходят к этой идее, уже имея за плечами целый набор сдерживающих факторов: жена, дети, ипотека и все такое прочее.

Решение вроде бы манящее — начать все сначала, смело встречать новые вызовы, подняться на новый уровень дохода… но очень высокорисковое. Всем хорошо известно, что многие стартапы не выживают. За первые 3 года закрывается 9 из 10 компаний, а за следующие — еще столько же. В итоге, за первые 5-6 лет выживает от 1 до 3 компаний из 100!

Не хотелось бы критиковать коллег по цеху, но главным недостатком многочисленных тренингов по своему делу является то, что главной причиной, почему люди не начинают свое дело, они считают недостаток мотивации. Мол, дать такому человеку волшебный пинок, и все у него срастется. Мы с этим в корне не согласны (подробнее о том, почему мотивация и чужой опыт не помогут вам создать собственный бизнес, уже писал Слава Панкратов).

Как же быть?

Когда мы разрабатывали тренинг «Формула своего дела 2.0 (Автономность в дизайне)», мы пришли к тому, что неправильно говорить людям: брось все и иди в свой бизнес. Потому что это рискованно. Мы подошли с другой стороны: хочешь попробовать не теряя основной доход? Хочешь поиграться в математику доходов / расходов / прибыли не рискуя всем и сразу? Открой в ближайшем супермаркете точку, которая будет продавать, например, носки.

При этом, работая программистом или менеджером, вы не пойдете в продавцы носков — нет смысла (большая потеря в деньгах). А собрать пачку денег, прийти в ТЦ и арендовать 4 квадратных метра, поставить прилавок и заказать партию недорогих, но прикольных носков (смешных, разноцветных, чтобы отличаться от конкурентов), поставить продавца и раз в неделю, по дороге домой, приходить туда снимать кассу — это может оказаться удачной историей. Историей, которая даст поиграться и понять — моё / не моё.

Или создать лендинг с теми же носками, с накруткой 300-500% и сидя дома, не бросая работу, смотреть на это, как на забавный эксперимент: взял трафика на 100 долларов и смотришь: выпали заказы или не выпали? Выпали? Попросил жену с детьми, они эти заказы дома собрали, упаковали в 20 посылок с носками, ушли на ближайшую почту и отправили. Вполне реальный пример, кстати.

Создавайте начальный бизнес, который может работать без вас. А в тот момент, когда он выстрелит, и вы откроете, например, уже 30-ю микро-точку и поймете, что это приносит дохода больше, чем основная работа и вас это «прет», тогда можете и бросить основное место работы. Но это, если захотите. А нет — пускай себе работает.

Многие начинают улыбаться, когда слышат про историю с носками. Но вы же умные люди и прекрасно понимаете, что носки здесь взяты чисто для примера. Например, проект Banki.ru его основатель Филипп Ильин-Адаев начал делать, работая в найме PR-директором. А еще один наш студент не бросая основного места работы, неплохо раскрутил интернет-магазин канадских пуховиков Canada Goose.

Вы можете сказать, что это не тот масштаб бизнеса, о котором вы мечтаете. Но в таком случае, отдавайте себе отчет в том, что величина поджидающих вас рисков также возрастает пропорционально. И если вы, все-таки, хотите реализовать себя в чем-то масштабном, вам стоит задуматься о принципиально другом решении. Что это за решение?

«Не ваше» дело.

О, только не сочтите за грубость :) Речь о том, что заниматься бизнесом можно не только на свои собственные деньги. Любой бизнес заинтересован в росте, но иногда этот рост ограничен объективными факторами: размер ЦА, недостаточный спрос, конкуренция и т.п.

Ваша компания с удовольствием проинвестирует новое направление бизнеса, которое поможет ей выйти на новые рынки. Если вы приведете в компанию особо крупного клиента, вы вполне можете рассчитывать на то, что вам доверят управление департаментом. А если предложите идею нового проекта — сможете возглавить его.

К примеру, именно так поступил один из наших первых студентов, Александр Гадияк, который, работая в платежной системе QIWI, придумал соединить платежные терминалы с почтоматами и возглавил это направление.

Развитие бизнеса — очень востребованная на сегодняшний день специальность. Как управленец, вы способны организовать дочернюю компанию, которая освоит новое направление, синергетически усиливающее позиции вашей корпорации. Это и есть новое измерение вашей карьеры руководителя. Главное — найти и «продать» новую идею собственникам вашей компании. А как это делается, мы тоже будем учить в рамках нового курса «Карьера 3D».

Подробнее о том, что мы приготовили в новом курсе, мы расскажем в следующий раз. Не переключайтесь!