Как навести мосты в соседние команды, или немного о нетворкинге

В прошлой статье мы говорили о налаживании отношений с неприятными людьми. А сегодня поговорим о налаживании отношений с соседними командами.

Многие авторы пишут, что в жизни сильно помогает нетворкинг — умение заводить знакомства, профессиональные и личные связи (см.: Кейт Ферацци «Никогда не ешьте в одиночку», Дарси Резак «Связи решают все», Инна Кузнецова «Вверх»). Это действительно так.

Расскажу небольшую историю. В 2008 году я прочитал книжку Стаса Давыдова «Не мешайте мне работать». Книжка написана с одной точки зрения (программиста), но мне очень понравилась. Я люблю истории из реальной жизни, а там их было порядком.

Я написал Стасу с предложением познакомиться и попить кофе. Поскольку мы оба находились в Питере (редкий случай, Стас не был в походе), то мы, действительно, встретились и отлично проговорили два часа. И о книге, и о мотивации, и о питерском ИТ-рынке — да много о чем. В частности, Стас рассказал, что в Живом Журнале он завел сообщество mustread, где люди пишут рецензии на книги.

— Ты,- говорил Стас, — много книг читаешь, давай, тоже туда пиши.
— Отличная идея, — ответил я.

Но, так туда ничего и не написал. Однако, где-то через полгода, Стас написал, что в Москве они организуют встречу этого своего сообщества. Будешь в столице — заходи, писал он.

coffee Я, как раз, оказался в Москве (уж не помню, по какому поводу) и, действительно, заглянул на встречу мастридеров. За столиком в непонятном кафе сидело человек 10. Среди них: Михаил Иванов, ген.директор издательства Манн-Иванов-Фербер, рядом PR-директор издательства Эксмо (уже, к сожалению, не помню имени). Чуть позже, подошли известные бизнес-тренеры Алекс Левитас и Наташа Еремева.

Но главное — на той встрече мы познакомились с Викой Придатко, уже много лет нашим хорошим другом и, пожалуй, самым ярким HR-консультантом в ИТ. На тот момент Вика только что покинула компанию Global Logic, где трудилась HR-директором.

Ну и что, скажете вы? Какой вывод из этой истории, в чем польза нетворкинга? Все просто, друзья:

  • Вика выступила организатором моего киевского тренинга (где, как раз, мы впервые выступили вместе со Славой Панкратовым).
  • По рекомендации Вики, к нам на тренинг пришли 15 человек из Global Logic.
  • Вика познакомила нас с Ромой Хмилем, основателем и директором Global Logic (и Рома потом еще пару раз выступал у нас на мастер-классах).
  • Мы неоднократно приглашали Вику с мастер-классами, и тем самым, надеюсь, помогли и ее бизнесу.

Нетворкинг так и работает: вы знакомитесь с людьми, делаете им хорошо, а потом это возвращается.

Вернемся к статье. Мы не обещаем, что после этой статьи вы станете мастером нетворкинга (мы и сами еще не стали), но:

  • Вы точно сможете начать и познакомиться с людьми из соседних отделов.
  • Заложите хорошую базу в ваших отношениях с людьми внутри компании.

История из реальной жизни. Мой коллега Слава Панкратов, кроме всего прочего, известен тем, что в свое время открывал офис разработки Яндекса в Киеве. И вот, непосредственно после открытия, коллега сидел и изучал будущих коллег.

В каждой крупной компании есть внутренние страницы, где про каждого сотрудника что-то написано: фотография, как зовут, опыт, хобби и пр. И вот, читая про какого-то сотрудника, коллега обнаружил, что какой-то парень в Москве коллекционирует таксофонные карточки.

Пару лет назад Слава был с консалтерским проектом в Казахстане, и там, проходя мимо местных таксофонов, увидел очень прикольные карточки: такие прозрачные с рыбками. Чувство прекрасного подсказало, что карточки нужно взять и утащить с собой. С тех пор они валялись где-то в глубине секретера дома.

Все это сошлось в голове коллеги, и Слава притащил на работу карточки с рыбками, и отправил их корпоративной почтой в Москву. Оттуда, само собой, поступило “Спасибо”. На этом все и заглохло.

Через полгода киевскому офису выпало делать проект по одному из главных сервисов Яндекса. Сказать, что авторы сервиса в Москве были этому не рады — значит, ничего не сказать. Никто не рад, когда парни из другого города лезут в твое детище своими грязными руками.

Слава выехал в Москву на переговоры с руководством сервиса. Захожу- говорит с руководителем сервиса Сергеем. Смотрю, тот улыбается. Потом лезет в карман, достает кошелек. а из кошелька… карточки с рыбками.
— Так это ты, тот Панкратов? — говорит, — у меня сошлось!
В итоге, сотрудничество пошло гораздо бодрее.

Чему нас может научить эта история? Двум вещам:

  1. Тащите все, что плохо лежит!
  2. Инвестировать в отношения нужно заранее.

Здесь действует все тот же принцип взаимного обмена:

«Если вы изыскиваете способ помочь члену команды, коллеге или знакомому, то тем самым устанавливаете для него социальное обязательство помочь или поддержать вас в будущем»

Р.Чалдини «Психология убеждения»

Каким образом можно это применить к отношениям с коллегами и соседними командами? Алгоритм можно разложить на 3 фазы:

info-act-rel


Фаза №1. Получение информации

Первое, что стоит сделать — собрать информацию о людях. Довольно глупо было бы подарить крутую казахскую карточку с рыбками тому, кто коллекционирует монеты или занимается фридайвингом.

Как там говаривал старик Карнеги: «Когда я иду на рыбалку, я беру с собой червяков, потому что рыба любит червяков. Хотя лично я люблю клубнику со сливками». Он это, правда, говорил про аргументы, но смысл тот же.

Информацию о коллегах можно получить несколькими способами:

  • Текст (отчеты, письма, сайт)
  • Личный разговор
  • Разговор с другими

Вы можете просто пригласить коллегу на обед. За обедом, как известно, люди добреют. В Белом доме в США для обсуждения важных решений сенаторов приглашают именно на обед. Если вопрос очень важный, то говорят, достают старинное столовое серебро. Чем мы глупее администрации Белого дома? Ничем! Поэтому — все на обед.

И, чтобы было о чем поговорить за обедом, вы можете придерживаться, например, такого плана беседы:

  1. Почему я решил пообщаться?
  2. Расскажите, что у вас вообще происходит?
  3. Почему решили делать именно так, а не…?
  4. А как вы решаете … (подготовьте список проблем, с которыми вы сталкиваетесь)?
  5. Не против, если мы время от времени будем вместе обедать?
  6. Как думаешь, может быть, нам устроить общий обед и позвать еще коллег из …? Кого там можно позвать?

Фаза №2. Совершение действий

Действия могут быть трех типов:

1. Направленные лично на человека. Это как раз, тот самый пример с таксофонными карточками.

Ключевой вопрос, который стоит здесь себе задать: Чем я могу ему помочь?

2. Направленные на его бизнес. Допустим, вы разобрались в чем-то, что может помочь его команде: написали какие-то скрипты, которые коллеги у себя могут переиспользовать. Или составили список вопросов для собеседований кандидатов, которые могут быть полезными коллегам. Или что-то еще. Самое время предложить помощь во внедрении ваших полезных штук у коллег.

3. Направленные на ваш бизнес. Ключевой вопрос здесь: что из их опыта можно переиспользовать?

В свое время, когда мы работали с компанией Sun Microsystems, Inc. у нас был тех.лид Саша. Саша занимался тестированием и, как многие тестировщики, обладал шилом в заднице занимал очень активную жизненную позицию.

В какой-то момент, Саша обнаружил у коллег в соседнем отделе (они работали над параллельной технологией) регрессионную тестовую сюиту (тесты, написанные по найденным ошибкам). Тут же, Саша написал простенький скрипт, который адаптировал тесты под нашу технологию, напустил его на тестовую сюиту, получил новый набор тестов, и запустил на нашей технологии. Фактически, моментально нашлось несколько десятков новых ошибок.

Саша получил почет и уважение, коллеги из соседней команды получили большое спасибо — всем профит.

Об этом всем узнал менеджер одной израильской команды и придумал, как из этой сюиты сделать коммерческий продукт, который потом с удовольствие покупали мировые производители сотовых телефонов. Тем самым, профит для всех расширился. Почему? Потому что люди активно смотрели по сторонам и придумывали, как из этого сделать что-то полезное для всех.

Что мешает сделать это вам? В качестве идей для взаимодействия с соседними отделами. Что вы можете сделать:

  • Внедрить ваши скрипты в соседние проекты (помогите с человеком на внедрение).
  • Провести семинар по вашей тематике/продукту (если он нужен остальным).
  • Переслать полезные документы/чек-листы, которые вы сами используете.
  • Поделиться успешными практиками, которые вы сами используете (внутренний семинар)
  • Организовать на работе свое профессиональное сообщество.
  • Принести свои книги на работу и сделать библиотеку.
  • Записать на конференции, понравившиеся вам доклады, и выложить их в сеть.
  • По итогам посещения семинара, написать сжатый отчет, выложив материалы во внутреннюю сеть (конспект)
  • Именно это приводит к:


    Фаза №3. Хорошие долгосрочные отношения

    «Не ведите счет добрым делам»

    К.Ферацци «Никогда не ешьте в одиночку»

    SampleMe_16

    Если у вас уже хорошие отношения с соседними отделами, то я могу вас поздравить! Можете в комментариях написать, что полезного вы делаете друг для друга?

    Если же вы хотите улучшить эти отношения, или просто познакомиться с новыми людьми, то… чтобы не откладывать это дело в долгий ящик, и начать действовать, сделайте три простых шага прямо сейчас:

    1. Перечитайте отчеты коллег из соседних отделов (спросите, чем они занимаются).
    2. Напишите письмо с предложением пообедать в соседний отдел.
    3. Составьте план беседы.

    Успехов! И пусть новые знакомства станут новой точкой отсчета в любом вашем начинании.