Accuracy: внимание к деталям, как развиваемый и стратегический навык менеджера

Начинаем небольшой цикл статей в формате «Side learning: параллельное обучение» — когда полезный контент подаётся в формате, который включает обучение практическому и полезному навыку. Как просмотр сериалов на иностранном языке или чтение бизнес романов с практически выводами. Мы тоже учимся учить по новому.

Сегодня мы попросили Вячеслава Панкратова, который отвечает в Школе менеджеров за направление софт-скил, рассказать нам о выработке такого навыка, как «внимание к деталям» или «аккуратность» (хотя иногда их и разделяют).

Далее Слава Панкратов

………………………………………………

Часто встречаемая в резюме строчка: внимание к деталям

В чем это может выражаться, когда мы говорим о техническом специалисте? Именование файлов, классов, переменных, грамотное и обязательное комментированием коммитов и кода, банальное форматирование строк кода, правильные статусы задачам и ошибкам — вы можете продолжить список самостоятельно.

Насколько важен / необходим навык «внимание к деталям» для менеджера?

Если даже оставить в стороне формальные вещи уровня оформления документации и отслеживание статусов задач (где внимание к деталям сразу сказывается на количестве переделок и допускаемых ошибок), остаётся ещё огромный пласт задач, в которых, на наш взгляд проявляется огромная разница между менеджером начинающим и менеджером опытным.

Постепенно «потухающий» сотрудник; назревающая «буря» в команде в связи с последними орг.изменениями; усиливающееся напряжение между руководством и заказчиком;  медленно, процент за процентом «проседающий» рынок; потеря вовлечённости спонсора проекта.

Подумайте, насколько плотно менеджера окружают не бинарные процессы и состояния. Не просто «работает / не работает», а «как бы и работает… вроде, но вот тут и вот тут можно было и поглубже исследовать проблему, наверное». Заказчик или начальник ещё ничего не говорит, но уже по тону писем понятно, что где-то он напрягается. Копит заряд, как конденсатор.

Небольшой полевой self assessment: самооценка

Прокрутите события последних 2-3 лет, которые вы находитесь в своей профессии. Вспомните, как часто случались ситуации, к которым вы оказывались совершенно неготовы.

Уходил сотрудник, на котором был завязан критический кусок работы или важный заказчик / клиент. Начальство или заказчик вмешивались в вашу работу и требовали незапланированнный отчёт или демонстрацию. Отменялись долгосрочные договорённости. Новый проект / заказчик, который мог «зайти» в ваш офис, уходил в соседний или вообще к конкурентам.

И как часто вы замечали эти накапливающиеся изменения заранее?

Внимание к деталям и умение улавливать небольшие и не заметные, на первый взгляд, изменения в процессах — навык развиваемый и калибруемый. Давайте попробуем с этим поработать прямо сейчас.

Про пельмени и медленный нагрев

Неожиданный поворот. Взбодрились? :)

Я не очень часто хожу по магазинам. Доставка продуктов здорово экономит время, а ещё эту часть нашего семейного быта отлично наладила моя жена. Иногда я помогаю ей с небольшими покупками: хлеб, молоко, сыр, йогурт — то, что можно купить в магазине под домом. Перед Новым годом я захотел пельменей. Обычных сибирских пельменей. Ничего больше мне покупать было не нужно, я взял большую пачку пельменей и уже на кассе обратил внимание на цену — что-то около 100 гривен / 300-400 рублей. Сама по себе цена и цена, казалось бы. Вопрос в том, что ещё я помню, что пельмени стоили 28-30 ну 40 гривен.

Пришёл домой и весело поинтересовался у жены когда это пельмени подорожали раза в 2-3?

Жена на меня посмотрела так, как любят смотреть на своих нерадивых мужей любящие жены и пообещала вечером показать насколько подорожала продуктовая корзина нашей семьи за 2-3 года. Вечером она открыла эксельку в которой мы ведём (ладно, ладно — она ведёт :) ) наш семейный бюджет и показала ежемесячно растущую сумму на продукты. Все 12-13 лет совместной жизни мы ведём бюджетирование расходов, так что у неё есть помесячный бюджет за все эти годы.

Сумма растёт ежемесячно. При этом я хожу в магазин пару раз в неделю и не замечаю этого. Как так?

Верно. Цены растут постепенно. Так, чтобы не бросаться в глаза. Хлеб и молоко, которые я покупаю постоянно — это небольшая, текущая трата денег, которая не сказывается на моем семейном бюджете и я её просто не отслеживаю в динамике. Ради интереса я покопался в банковских выписках в онлайне и увидел как месяц от месяца растёт средний чек на бензин и дизель. У меня большой бак на 90 литров в семейном микроавтобусе и эта сумма очень заметно выделяется среди других трат по карточке. И даже там мне в глаза не особо бросается рост стоимости топлива, потому что раз в месяц, на два раза, если месяц выдался богат поездками. А пельмени я покупал примерно год или два назад — поэтому изменение стало «выбросом» который привлёк мое внимание.

Запларируйте себе провести такой небольшой аудит трат по основным статьям семейного бюджета, если не делаете этого регулярно. Если делаете — отлично — посмотрите аналогичный период за прошлый и позапрошлый год. Как изменились ваши доходы и расходы. Коммуналка? Бензин?

Уверен, вы тоже найдёте для себя много интересного.

Вернёмся от тем бытовых к вопросам профессиональным

Какие основные процессы можно начать анализировать, если ранее вы не уделяли этому внимания.

  • Заинтересованность заказчика и руководителя вашим проектом (ненужные никому проекты — «зомби», случаются в практике наших студентов и выпускников чаще, чем хотелось бы, и именно они первыми идут «под нож» при корректировке годовых бюджетов)
  • Вовлечённость и скорость работы команды (стабильная скорость или прыгающая? возникают или нет неожиданные ссоры и разборки? предлагает ли команда изменения важные для проекта и заказчика?)
  • Точность оценок (насколько чаще / реже стали попадать в планы — учимся мы работать точнее или нет)
  • Частота возникновения критических ошибок (мы работаем стабильнее — практики ревью и анализа ошибок что-то вообще вам дают по факту?)

Это всего лишь несколько примеров, ответы на которые можно трактовать не прибегая к глубокому анализу цифр.

Какие вопросы можно исследовать достаточно просто, чтобы понять текущее состояние команды и отношения с заказчиком / руководством:

  • Когда и кому последний раз пересматривалась зарплата?
  • Как часто вы узнавали о проблемах в работе сотрудника от него самого, а не в виде жалоб от других подразделений / отделов?
  • Когда последний раз пересматривалась ваша зарплата?
  • Как часто ваш руководитель доносит до вас / других менеджеров какие-то подробности из планов / показателей компании?
  • Сколько раз за год ваш шеф / заказчик сообщал вам лично о проблемах ваших подчинённых и обратная метрика: сколько раз он их просто отметил или похвалил?

Какие цифры имеет смысл мониторить:

  • Какой % от зарплаты ваших сотрудников составляет стоимость аренды жилья (надеемся, что валютной ипотеки у них нет)? Насколько этот показатель изменился за год и за два?
  • Как часто ваши сотрудники ездили отдыхать за рубеж в прошлом и позапрошлом году и ездили ли вообще?

Задайте эти же вопросы себе. Про свою зарплату, основные выплаты, отдых, сколько денег вы инвестируете в развлечение и проф.образование?

Мы не призываем вас включить паранойю на полную :) Но если ваш шеф рассказывает другим руководителям о том, куда все движется и какие планы на их проекты есть у заказчика, а вы не в курсе таких вещей и работаете на уровне «задачи / сроки / технические проблемы», то эта «красная лампочка» замигала не просто так.

Обратите внимание — логика и механика остаются прежними чтобы вы не отслеживали: контроль делается чаще, показатель сравнивается не с прошлым периодом (чтобы не попадать в ловушку «подорожало / упало всего на 1%»), а с аналогичным периодом за прошлый год, аналогичным периодом в закрытом в прошлом году проекте.

Пример вопроса, который может подсказать менеджеру падающую производительность / усталость команды: на сколько в прошлом году выросло количество критических ошибок перед релизом по сравнению в аналогичным ростом в этом году?

Если логика понятна — идём дальше.

Можно ли развивать этот навык?

Давайте разделим «внимание к деталям» на две составляющие.

  • Замечать небольшие изменения в текущих процессах вовремя
  • Допускать меньше ошибок в работе, которая требует внимания

Замечать — вопрос запланированных точек контроля в вашем плане и постоянный пересмотр количества анализируемых вещей. Вы не будете ходить на работу только для того, чтобы постоянно анализировать состояние проекта, компании, отрасли — это сопровождающая, сервисная активность к процессу производства вами результатов. Некоторый, стартовый набор вещей, на которые стоит обращать внимание мы вам подсказали выше.

Допускать меньше ошибок в работе, которая требует внимания — все-таки вопрос нарабатываемой практики. Софт-скилз это, где менеджер анализирует состояние команда и отслеживает отношение с заказчиком или более понятная проектная активность — это нарабатывается. Мы своим студентам рекомендуем внедрять такие штуки в паре: когда раз в неделю студенты в паре просто напоминают друг другу о необходимости внедрения той или иной практики или делятся успехами / вопросами.

Выводы, которые хотелось бы сделать из этой статьи

Так же как и медленно подогреваемые цены на товары и услуги, которые не сразу бросаются в глаза, ваша команда может терять вовлечённость в работу, а ваш заказчик может терять интерес или веру в проект или менеджера.

Процессы вокруг нас — в экономике, в первую очередь, влияют на вашу работу и работу ваших сотрудников. Состояния (как цены) могут меняться незначительно, но иметь накопительный эффект — тогда ключевой сотрудник решает уходить, заказчик может закрыть проект, а собственник сократить компанию.

Падение на 1% проходит не заметно. За год вы можете потерять команду или стать совершенно не нужны не только вашему бизнесу, но и рынку.

В следующем лонг риде, который мы планируем на этой неделе, мы поговорим что может оказывать влияние на конкретные позиции в бизнесе: инженеров, менеджеров, руководителей более высокого уровня. Мы постараемся внедрить практику подобных self assessments / state assessments (аудит состояний) в нашу с вами работу. Потому что этот внутренний слушатель — обучается.

Вы можете научиться замечать и анализировать такие изменения в режиме side learning. Просто читая нас и встраивая в свою рабочую практику простые по содержанию и важные по выводам, которые мы делаем для себя, сервисные точки.

Удачи. И до встречи через пару дней.