Интервью с Александрой Чураченко, главным куратором Стратоплана. Как в одиночку вести 1.600 студентов, и отчего зависит успех обучения

Александра Чураченко
Александра Чураченко, старший куратор Стратоплана

Саша, привет! Ты уже больше двух лет работаешь кураторов в наших годовых онлайн-программах, через тебя прошли сотни студентов, больше тысячи, наверное. Расскажи, как всё начиналось. Расскажи про себя: как ты вообще попала в Стратоплан, что там вообще было в начале.

Все началось с «Чёрной книги менеджера». Несколько лет назад, когда я работала в другой сфере, — она была далека от обучения, — мой непосредственный руководитель как-то спросил: «А ты читала „Чёрную книгу менеджера“?» Я не читала. Пошла искать в Сети. А для скачивания надо было подписаться. Подписалась, начала почитывать рассылку. Тут стоит отметить, что именно почитывать, так как прямого приложения информации у меня не было. А через некоторое время я вспомнила: «Ага, я же с этими ребятами знакома! Несколько лет назад я на них уже подписывалась». Во всяком случае, Славу в кадре я точно помню.

Так что, пожалуй, со «Стратопланом» я знакома более двух лет. Такое вот получилось многоуровневое знакомство.

То есть всё началось с той самой матерной книги?

Абсолютно верно, да. Это был знаковый момент.

Круто. И в какой момент ты решила к нам прийти, прийти в Стратоплан на должность куратора? С чего начиналось всё? Или сейчас уже не помнится?

Очень хорошо помнится. Во-первых, приходила я собеседоваться вообще на другую должность. И уже по итогам мне предложили попробовать себя в роли куратора. На тот момент эти функции выполняли сами Александр Орлов и Вячеслав Панкратов. Когда появилась я, видимо, это была критическая точка, количество необходимых активностей возросло.

В тот момент Стратоплан открыл заочную школу, студентам предлагали проходить тесты, писать эссе. Это всё нужно было обрабатывать. Так вот, количество активных действий прибавилось, а количество часов в сутках не прибавилось. Видимо, так и возникла необходимость в кураторе. Я была первым куратором Школы. Мне не досталось чужое наследие, и работу пришлось выстраивать самостоятельно. И мне это нравилось.

Интересной и показательной была история моего первого рабочего дня. Его я точно никогда не забуду. Мне необходимо было разобраться в тестах DISC и MMPI просто с ходу. Слава быстро-быстро провёл вводную лекцию, вместил мне в голову очень много информации, ещё больше накидал в компьютере разных файлов о тестах. Возможно, в этих файлах и информации была система — но на тот момент я её точно не видела. И мне нужно было либо срочно её найти, либо изобрести. Весь инструктаж уместился у Славы минут в сорок. И тут Слава говорит: «Ну всё, я прямо сейчас уезжаю в аэропорт, в командировку, на три дня. Разбирайся». И уехал.

Это был первый элемент, который я отметила, — элемент доверия. И уже позже я увидела, что этим доверием друг к другу, к результатам работы коллеги, да, в общем-то, ко всему, что в Стратоплане есть, пропитано всё. Для меня это дорогого стоит.

Две трети первого рабочего дня я пыталась разгадать ребус с тестами. Постоянно не хватало каких-то данных, чтобы образовалась система. Напомню, что спросить мне уже не у кого было. Получился такой стресс-кейс на практике. К середине дня во мне, как в бывшем спортсмене, проснулась спортивная злость: вот не сдамся — и всё. Разберусь. Мозг как-то активизировал работу, и к концу дня у меня вышла ровная система, которую, в общем-то, я использую для работы с тестами до сих пор.

Я её помню, отличная система.

Спасибо. Какой вывод из всего этого сделала? Первый день у меня был очень насыщенный, и выводы образовались сразу. Во-первых, у любой задачи всегда есть какое-то решение. Даже если оно промежуточное, хромое — оно тоже решение, доработаешь его потом, соберёшь информацию и доточишь. А второй вывод: в этой компании всё и всегда будет так .

Впоследствии я научилась работать в условиях сильной неопределённости. Считаю, что это самая отличительная черта Стратоплана — это самая подвижная, быстро меняющаяся компания, в которой мне приходилось когда-либо работать. И я думаю, что это как раз то качество, которое помогает развиваться Стратоплану. Вот такая история про первые рабочие дни.

Слушай, ты много работаешь со студентами, много общаешься, у тебя есть люди в индивидуальном сопровождении, есть просто большое количество студентов. Вот за эти два года чему пришлось учиться, работая с ними?

По большому счёту, учиться многому пришлось. Было много информации и задач, с которыми я не сталкивалась ранее никогда. Во-первых, мне пришлось привыкать и адаптироваться к IT-шному лексикону и жаргону. Первые десятки эссе — это были тексты, написанные понятными буквами, которые не складывались в понятные слова. Приходилось искать информацию, «перевод» и просто смысл в этих словах. Если сейчас просмотреть записи моих первых рабочих месяцев, то по ним можно составить словарь IT-терминов.

Во-вторых, пришлось с головой нырнуть в поток постоянного обучения и получения информации. Медлишь и не развиваешься — тут же выпадаешь из контекста. А наши студенты не останавливались ни на минуту! Они постоянно накидывали информацию. Рассказывали о книгах, советовали друг другу статьи, какие-то обучающие мероприятия. Я кидалась поначалу везде и хотела всё успеть почитать. Всё, что даже вскользь обсуждалось в студенческой среде, старалась впитывать. Впоследствии научилась расставлять приоритеты. Навыку не выпадать из контекста и постоянно держать руку на пульсе я действительно с самого начала училась.

Круто. Вопрос такой: что интересного удалось заметить по ходу работы? Или… что тебя больше всего поразило? Из студентов, из материала, из чего-то ещё, из организации всего этого дела?

Историй для того, чтобы поразиться, у меня было много. И на протяжении двух лет я не устаю впечатляться.

Первое моё откровение, — и, как потом оказалось, это основная мысль модуля «Работа с людьми», — все люди разные. Не могу сказать, что я не знала этого или не понимала раньше, но так глубоко, пожалуй, никогда не копала. Это сильно пригодилось потом в работе со студентами, а теперь пригождается в работе с коллективом.

Разные — насколько разные? В чём разница?

Разные скорости мышления и принятия решений, индивидуальные потоки информации и то, как человек усваивает эту информацию. Соответственно, разные действия и поступки. Действия людей могут быть диаметрально противоположными при одинаковых вводных данных. Раньше для меня это было, пожалуй, проблемой. Если я так смотрю на ситуацию, почему человек, имея те же вводные, делает совершенно другой вывод?! Сейчас я могу понять причину, почему человек думает или поступает вот так, а не иначе. И, соответственно, могу найти пути взаимодействия с ним.

На что еще я обратила внимание? Я заметила, что до конца программы дошли те люди, которые на старте имели четко прорисованную, понятную и логичную цель. Я всегда спрашиваю выпускников про цели, насколько это оправдывает себя. Результатов добились те студенты, которые не просто решили: «Пойду-ка я поучусь, а в будущем когда-то пригодится», а те, которые изначально формулировали для себя ответ на вопрос «зачем?». Впоследствии, уже в материалах модулей, я слышала, что взрослый человек не обучается авансом. «Запасать» знания можно, но вряд ли хватит запала на длительный срок такого обучения. Бесцельно учиться сложно, пожалуй, совсем нереально.

А аудитория наша, если вспомнить тест DISC, в большинстве своем — сине-зелёные. Вполне ожидаемый результат (логика программиста плюс социально-коммуникативная составляющая менеджера). Зелененькие — это те люди, которые кидаются абсолютно во всех направлениях, хотят учиться всему и сразу. Они увлекающиеся натуры, которые часто просто распыляют свое внимание во всех направлениях. Как раз для наших студентов особенно важно научиться расставлять приоритеты и обозначать цели для обучения.

К удачному финишу приходили те, кто умел сформулировать ориентир, в течение года постоянно корректировал свою цель. И, что самое ценное, такие студенты кроме сертификатов получали так же ощутимые результаты в карьере.

А можешь вспомнишь сейчас какие-то результаты в карьере, которые были?

Буквально самый свежий пример. Первый студент, с которым я познакомилась офлайн. Всё-таки специфика онлайн-обучения в том, что мы видим много текста, мы много общаемся с людьми в письменном виде и мало видимся офлайн. Первый такой развиртуаленный студент — Павел Колосов. Павел недавно приезжал в наш киевский офис, и нам удалось достаточно долго пообщаться. Карьерные продвижения Павла у нас все время были на виду. Он часто писал нам, что с ним происходит, в чем помогает обучение, какую пользу он вынес на текущий момент. У нас были даже две карьерных консультации на протяжении двух лет. Человек шаг за шагом двигался, двигался и дорос до Agile-коуча. Для меня это было очень значимое продвижение в карьере.

Интересный случай был с нашей студенткой, мы это обсуждали в блоге Стратоплана, Алёна даже писала статью, — она закончила годовую программу за пять месяцев. То, что рассчитано на год вдумчивой плодотворной работы, человек охватил за половину выделенного времени. Пока этот рекорд никто не побил. Из последних сообщений Алёны мы узнали, что ее карьера действительно развивалась стремительно и вполне успешно. Поставленная цель помогла студентке достичь таких результатов.

Круто.

Это живые примеры тех людей, которые делятся с нами своими успехами. В процессе работы со студентами просим писать о своих достижениях. Мы в Стратоплане радуемся всем успехам и гордимся нашими студентами. Поэтому могу смело сказать, что изначально меня поразила вся студенческая аудитория. У меня было много причин восхищаться. Целеустремлённые люди, которые не оставляют ни на минуту желания учиться и развиваться. Это очень мотивирует в работе.

Что ещё могу отметить? Произвели впечатление тренеры программы. Все сразу и все по-разному.

Приятные слова сейчас прозвучат. Так, так…

Дело в том, что я сама из преподавательской, тренерской среды. Хорошо помню, как к лекциям готовился мой отец. Это были те же схемы, алгоритмы, стрелочки с кружочками. Мама — тренер, готовилась к тренировкам, сначала прорисовывая на кухне все упражнения с точки зрения биомеханики и физики, а уже потом несла это в зал. Это опять-таки были те же схемы, стрелочки и кружочки. И когда я попала в годовую программу Стратоплана, мне показалось, что я в родную атмосферу окунулась.

Прикольно.

Из того, что нельзя не отметить, Саша, — это отмечают многие студенты и даже наши подписчики. С самого начала обращаешь внимание на слог написания писем и статей — и от Саши Орлова, и от Вячеслава Панкратова. Вы пишите, как думаете. Поначалу мне всё время хотелось спросить: а что, так тоже можно было? То, что зацепило, то и заставило меня пересмотреть мои письменные навыки. Все-таки как куратору онлайн-обучения мне чаще приходится писать, и я гораздо понятнее выражаю мысли на бумаге. И во многом благодаря тому, что читаю то, что делаете вы.

Ну всё, Саша, можно интервью заканчивать. Я растаял. Коллега, который сидит рядом и все слышит, тоже поплыл… Соберёмся в кулак, вернёмся к интервью. Смотри, очень много студентов. Я помню, когда я занимался в самом начале анализом эссе, всех результатов тестов, — это такая работа, которая тебя поглощает надолго. Потому что надо вчитываться, надо погружаться в контекст, чтобы людям адекватно ответить. Как ты справляешься с таким большим количеством студентов, с которыми ты общаешься?

Вот сейчас начну открывать внутренние секреты Стратоплана. До сих пор на всю студенческую аудиторию Школы я была одним куратором. На цифре 1600 студентов я считать перестала. В уме для себя я держу, конечно, эту цифру, но уже не озвучиваю. Потому что считаю: да, все студенты, все мои.

Из того, что помогает, в первую очередь отмечу вот что. Когда приходит сто с лишним писем ежедневно, есть необходимость как-то рационализировать работу. Первое, что я делала —училась навыку работы с почтой. Залезла в YouTube, посмотрела видео Максима Дорофеева. Во-первых, мне очень понравилось всё, что рассказывает и делает Максим. Во-вторых, это действительно вполне применимые на практике вещи. С тех пор я начала борьбу за пустой Inbox! Один из навыков, который наработался быстро. До сих пор работаю именно так.

Вот-вот поэтому Макса Дорофеева мы и пригласили прочесть отдельный курс в Школе 5.0.

И это очень круто. Помогает в моей работе расширение кругозора. Когда услышала про Т-образную модель формирования профессионализма — вот прям очень сильно зашло. Важно расширять кругозор в своей специальности, около неё и даже очень далеко. И я отметила, что в работе со студентами, в их запросах, в моих ответах студентам мне не один раз пригодилось самая разнообразная информация, из самых разных сфер.

Погоди секунду. Как ты расширяешь кругозор? Расскажи.

Во-первых, стала больше читать. Опять-таки, ориентируясь на то, что советуют студенты. Часто в студенческой аудитории проскакивает много ссылок на интересные книги. Потихоньку стала интересоваться различными форумами (например, HR). Ищу статьи, которые мне интересны, на определённые темы. Допустим, параллельно с тем, что занимаюсь в Стратоплане кураторской деятельностью, мне стала интересна работа мозга. Ищу и изучаю любую информацию, которая связана с развитием памяти и различных функций мозга. Это дополнительная информация. Я её держу в основном для самой себя, иногда делюсь со своим окружением. Но уже не раз такая информация оказывалась полезной в работе.

Вопросы ресурсности можно отнести к таким же околорабочим сферам. Во-первых, потому, что я увидела: огромное количество студентов приходят в программу в нересурсном состоянии. Во-вторых, к сожалению, такая проблема возникла и у меня. И мне просто необходимо было найти информацию, что делать, как восстанавливаться, какая профилактика такого состояния. Сейчас у меня уже есть наработанная схема, которую опробовала на себе. Пока она ещё в процессе тестирования, но первые устойчивые результаты есть, и теперь я могу обсуждать эту тему со студентами с высоты этого опыта.

Интересная штука — фокус дня. Что это такое? Это некое обязательное действие, которое, даже, если ты кроме него ничего в течение дня не сделал, — считай, что все равно хорошо поработал. У куратора всегда много разнообразной, разноплановой работы. В этом случае для меня фокус дня — это почта и Skype. То есть к концу дня я знаю, что я должна обязательно разобрать почту и ответить на все сообщения в Skype. Тогда я понимаю, что и студенты получили обратную связь, и я держу руку на пульсе и точно знаю, что происходит и кому какая помощь от меня нужна.

Слушай, ну 1600 студентов — они же не единовременно пришли, они приходили постепенно. Это просто общее количество стало 1600, да? А то сейчас наши читатели послушают и скажут: ничего себе, Саша —многопоточный терминатор.

Да, безусловно. Кстати, тут можно еще отметить, что и не все одновременно обращаются . Это понятно дело, конечно.

Здорово. И сколько у тебя сейчас подопечных кураторов? Сейчас же, я так понимаю, расширяется штат кураторов. Сколько сейчас, сколько планируешь до конца года?

Да, штат расширяется. Сейчас у нас четыре действующих куратора, они проходят обучение и адаптацию. Недавно как раз с этой целью мы проводили пилотный запуск Школы 5.0. Планирую ещё как минимум двух человек взять в штат. Провожу собеседования, есть несколько кандидатур, с которыми хотела бы попробовать поработать. Интересные люди к нам стали приходить в этом году. И работать с ними интересно. Да, команда растет постепенно. Если в Школу 5.0 придут еще студенты, — а мы в этом уверены, — думаю, что штат будет ещё больше. Стратоплан стал объемным 

Ага. Школа 5.0 — там же новый формат, да? С кураторами новых групп, это обучение самостоятельное и групповое. Можешь в двух словах рассказать про формат, тем более что вы его уже в пилотах обкатывали. В чём его новизна, крутизна? Чем он вообще интересен?

Есть у Стратоплана такая фишка — каждый год новый формат обучения. Думаю, это правильное решение. В этом году пришли к мнению, что студентам не хватает практики. Теории достаточно, у нас очень насыщенная программа, много дополнительной информации. Часто студенты, получая теоретическую информацию, никаким образом не несут её в свою практическую жизнь. Более того — есть часть навыков, которые невозможно применить в своей работе на текущий момент.

Например, на созвонах в пилотном проекте мы опрашивали студентов, у всех ли есть опыт проведения собеседований и набора команды. Оказалось, что 50/50. Навык важный, полезный, его лучше проработать на будущее — но у людей нет такой возможности на текущем месте.

И таким образом родилась идея всё-таки дополнить теоретический материал практическими занятиями в малых группах. Планируем создать группы по восемь-девять человек максимум. Для каждой темы в двух модулях будет даваться теоретический материал и, соответственно, практический кейс по пройденной теме.

Студенты будут встречаться два раза в неделю в малых группах, обсуждать кейсы, искать решения. Для каждой встречи будет дан определённый кейс: какая-то реальная рабочая ситуация, которую студенты должны будут разобрать, обсудить и найти для неё решение. Планируется, что за каждой группой у нас будет закреплён куратор. Помимо обычных организационных моментов, он будет выполнять функции старосты: проверять посещаемость и активность работы на практических занятиях. Задача куратора — модерировать работу в группе. Он будет задавать наводящие вопросы, помогать студентам прийти к решению. Хочу обратить внимание, куратор находится при этом вне процесса выработки решения. То есть обсуждение, выдвижение идей — это всё-таки территория ответственности и работы самих студентов. Куратор будет выступать, скорее всего, как фасилитатор в группе.

Возможно, будут возникать ситуации, когда группа не пришла к решению либо выработала несколько решений, которые будут отличаться от варианта тренера. Либо у студентов остались какие-то вопросы к материалам темы и получились некие белые пятна. В этом случае мы предлагаем по пройденным темам проводить консультации с тренерами в режиме онлайн, режиме вебинара. Такие консультации будут проводиться дважды в неделю, по вторникам и четвергам, утром и дублироваться вечером, чтобы все могли присутствовать.

На этих встречах можно будет задать абсолютно все уточняющие вопросы, спросить у тренера, почему он видит такое решение кейса, а не иное; попросить поделиться личным опытом. В общем, закрыть все вопросы.

По новому формату – сейчас в Стратоплане весь август идут прогоны тестовых занятий школы 5.0 вместе с новыми кураторами, вместе с тобой. Скажи пожалуйста, каковы главные уроки всей этой активности?

Первое: мы увидели зоны роста для себя — уже работаем в этих направлениях.

Активнее работа проходила в группах, где студенты между созвонами успели познакомиться и начали обсуждать задания коллективно.
Когда мы разговариваем с аватарками незнакомых людей — это один вариант; когда мы общаемся со знакомыми людьми — это абсолютно другой вариант. Активное общение в группе и обмен мнениями — обязательное условие успешной эффективной работы.

Хочу отметить группы, в которых подготовка велась заранее. Первый раз мы выдали практическое задание поздно, и у студентов не было особой возможности пообсуждать. На следующий созвон мы исправили ошибку и стали выдавать задание за неделю. Во всех группах, в которых велись дискуссии и дебаты, — практические занятия прошли на ура. Там, где предварительной подготовки не было, возникали разночтения по поводу терминов, студенты уходили постоянно от основной темы разговора, обсуждались детали, не имеющие для принятия решения значения. А у каждого занятия есть лимит по времени — один час. И это время уходило на непродуктивные беседы. Вывод: готовиться нужно к каждому занятию, не игнорируя предварительную работу с одногруппниками.

Собирайте мнения, обсуждайте в группе. Если есть необходимость, можно даже созванивались вне расписания, почему нет. Приветствуется любая активность, которая поможет отработать навык.

Да, работы в этом формате будет много. И я призываю всех студентов проявлять активность. Зато этот год обещает быть очень интересным и насыщенным.

Саш, круто, спасибо тебе большое! Не будем больше отвлекать – беги к своей команде кураторов, тебя там точно заждались.

Побежала. Если что-то еще нужно рассказать – всегда и с радостью. А тех, кто придет в Школу 5.0, буду особенно рада видеть – поработаем вместе!