Выбирая сертификацию для менеджера – что выбрать?

Сегодня мы поговорим про сертификацию РМР. Зачем сертификация вообще нужна менеджеру, окупится ли такое вложение, принесет пользу и почему именно РМР.

Иван Селиховкин— вице-президент Петербургского отделения PMI, доступно и интересно про те вопросы, которые вы часто задаете нам.

—————————————————————————————-

Оставим за скобками выбор «сертифицироваться или нет». Об этом сказано много. Допустим, вы для себя решили – хочу получить звание (сертификат). Какой-нибудь, который подтверждает «я – профессиональный менеджер». Насколько это вообще может засвидетельствовать какая-либо бумажка. Исходим из того, что вы решили: «хочу». Вопрос только «что именно хочу».

Один мой коллега уверял – из всего множества иностранных языков (он выучил 8) окупился только английский (остальные – «хобби» и «для души»). Когда просят какой (какие) сертификаты получать руководителю проектов, отвечаю – любой, но окупится, скорее всего, только PMP. Я сейчас не беру очень специфические ситуации, типа вы работаете в Лондоне по гос. Контракту, где требуется PRINCE2 (в противном случае вы бы не спрашивали, а знали, какой сертификат нужен). В большинстве же случаев (субъективное мнение) вложение в PMP отбиваются лучше других.

Почему? А я много слышал про agile! А коллеги вообще работают по ГОСТ на проектное управление!

Разберемся.

Любые сертификации на чем-то базируются. На какой-то системе ценностей, описании инструментов и так или иначе проверяют, как здорово руководитель им овладел. В этом похожи и даже сертификат SCRUM master, и обучение ГОСТам (не будем разбирать подробно, хватит и общих принципов).

Обдумаем.

Как вообще создается стандарт?
Стандарт для управления проектами, придуманный PMI (project management institute) описан в своде знаний PMBoK. Откуда он берется?

PMI пишет свои стандарты в ходе так называемых volunteer consensus process. Очень упрощенно – опрашивает тысячи ведущих (с ее точки зрения) менеджеров о том, какие практики они используют в работе. Собирает и компилирует ответы. И так примерно каждые 4 года. Получается новая версия PMBoK.

В PMBoK включаются те приемы (техники, инструменты), которые по мнению ведущих менеджеров наиболее полезны и работают на большинстве проектов в большинстве отраслей. Поэтому PMBoK меняется от версии к версии (например 6-й, по сравнению с 5-м и, тем более с третьим – гораздо более больше уделяет внимание гибким подходам, более agile-ный он). :)
И, наоборот, за боротом оказываются приемы и практики, которые не работают или работают редко / пригождаются только в узко специфичной отрасли. В этом смысле создание PMBoK похоже на научный процесс (все, что было доказано и нашло рациональное объяснение — вошло в химию, астрономию, медицину; предрассудки остались уделом алхимии, астрологии, нетрадиционной медицины).

Для того, чтобы стандарты организации работали – эта организация должна быть в состоянии регулярно опрашивать огромное количество экспертов, переваривать и компилировать их ответы и синтезировать их в PMBoK (а также отраслевые издания, типа PMBoK software extension). PMI – самая крупная из известных мне волонтерских организаций, посвященных проектному менеджменту.

Процесс создания стандартов PMI предполагает включение своеобразного пылесоса, собирающего лучшие практики из самых разных вселенных (в том числе и agile, и ГОСТ), ничто не забраковывается по «идейным» соображениям, только по полезности и распространенности. Так, например, принцип критического пути многие годы остается значимым (не смотря на добавление agile практик), а метод критической цепи (столь любимый некоторыми менеджерами) хоть и упоминается в PMBoK но роль его незначительна. Что вполне отражает нынешние тенденции (по крайней мере на февраль 2017-года, метод критической цепи в мире отнюдь не является широко распространенным). Косвенно это понятно и по софту (мало какие продукты для менеджеров поддерживают функцию построения критической цепи, но многие умеют сроить критический путь).

При создании PMBoK создается паритет ответственности. Участвовать в опросе, анализе ответов, написании драфта – почетно. Но и обратное верно, составитель рискует своей репутацией. Чтобы оба эффекта работали, стандарт должен быть достаточно распространен. В 2016 году насчитывалось 5.000.000 официально проданных копи PMBoK (это достаточно много).

Таким образом, PMI проделывает работу, которую тяжело проделать менеджеру самому – постоянно мониторит и отбирает практики, регистрирует тенденции.

Так причем здесь экзамен PMP?

Экзамен (успешное прохождение которого заканчивается вручением сертификата), основывается на стандарте. Но не предполагает знание его наизусть (а и вообще зазубривания не предполагает, практически).

Экзамен PMP – это проверка правильного поведения менеджера в профессиональных ситуациях. Умения схватиться за правильный инструмент с правильной стороны. Или сделать правильные выводы из вводных. Если на проекте (который достался от другого менеджера) клиент недоволен, сроки горят, команда переругалась, и риски сработали, то какое самое первое действие должен предпринять менеджер? А второе?

Очень просто создать экзамен, основанный на зубрении книжки. Очень сложно – наводнить его кейсами, задачами, предполагающими несколько решений, и подталкивающих вас к противоречивым выводам (но только одно решение будет доказательно-лучшим). Придумать даже один такой вопрос не просто. А база экзамена содержит их десятки тысяч (сам экзамен = 200 случайно отобранных).

А PMI все время эти вопросы выдумывает, согласовывает, обновляет. И при этом держит в страшной и суровой тайны (до сих пор не было известных утечек, база вопросов на черном рынке не продается, подготовится по ней также, как к экзамену на права, невозможно). Это большая работа, которую может позволить себе только крупная организация с волонетрскими деньгами и лучшими мозгами (что трудятся и над компиляцией стандартов и над изобретением тестовых испытаний).

В экзамен также хитро вплетена этика. То, что ни в каком стандарте однозначно не опишешь. Примерно каждый 4-й / 5-й вопрос проверяет вас на предмет профессиональных ценностей. Можно ли обмануть клиента? А для его же блага? А начальника? А заложить коллегу? А дать взятку? А если без нее проект не сделать?

Большинство этических, социальных, профессиональных ценностей не так однозначны, как кажется. Они отличаются от страны к стране (к взятке, терпимости, специфике коммуникаций в России, в США и в Северной Африке относятся по-разному, это нужно уметь учитывать и в считанные минут принимать правильную линию поведения). Многие ситуационные задачки экзамена – еще и этические.

Экзамен — это не сдал и забыл. PMI ревностно относится к тому, чтобы звание профессионала котировалось. Посему стимулирует получивших его – быть волонтером, читать и писать книжки, учиться и учить других (за все это начисляются часы, без которых через три года звание не продлят). С одной стороны, набираются эти часы легко (и бесплатно). С другой – положить сертификат под стекло не получится (надо будет и книжку почитать или статейку в блог чиркнуть). «Замшелые пни» носить звание PMP не могут.

В итоге получаем:

  • PMP — это экзамен, базирующийся в целом на инструментах и техниках из PMBoK (стандарт, который пишут и обновляют буквально всем миром, «всасывая» все наиболее актуальные и наиболее распространенные практики из разных отраслей).
  • Позволить себе актуализировать такой стандарт, и постоянно генерить, уточнять, изменять экзаменационные ситуационные задачки может только крупная организация.
  • Прохождение экзамена (куда, кстати, не допускают новичков без опыта) предполагает не только реальный стаж, понимание «теории» и умение быстро применять знания на практике, но и адекватную систему профессиональных ценностей (именно на ней, кстати, почему-то срезаются очень многие студенты из России, Украины, Беларуси).
  • Наличие же звания означает, что его обладатель не потерял хватки с момента сдачи экзамена до сих пор (и продолжает изучать новое, читать, рассказывать другим, вносит вклад в развитие проектного управления).

Простой тезис «я – PMP» говорит сразу обо всем вышеперечисленном.
Возможно поэтому работодатели (в том числе и в России) понемногу привыкли «узнавать» аббревиатура PMP. А во всем мире статистика достаточно давно показывает, что у обладателей PMP зарплата в среднем на 15-20% выше (по некоторым странам разница до 30-40%). За 2015 год данные «Project management salary survey»: http://www.pmi.org/-/media/pmi/documents/public/pdf/learning/project-management-salary-survey.pdf

Возможно, именно поэтому популярность PMP растет во всем мире (с 393.413 обладателей статуса в 2010 году до 741.007 PMP-in-a-good-standing в 2016). А, на мой субъективный взгляд, узнаваемость других сертификатов и их ценность в глазах коллег и работодателей иная.

Так что если бы меня спросили «какой сертификат выбрать менеджеру проектов», сказал бы: «любой, но отобьется, думаю, PMP».