Карта навыков реального бизнеса

У нас в голове многие понятия и определения крепко перемешаны и переплавлены между собой. Казалось бы, мы что-то знаем и что-то умеем, что тут смешивать? Но если основная наша работа — это работа головой, то очень часто «думаю, что знаю» становится «почти уверен, что сумею» или даже перерастает в уверенность «знаю, значит умею».

При этом, тонкие связи между этими состояниями «знаю, умею, могу, хочу, буду» находятся у нас в голове, а окружающие по прежнему судят и оценивают нас не имея возможности заглянуть нам в мозг. То есть оценивают нас не по количеству заполненных полезными знаниями ячеек в нашем мозге, а в терминах «наблюдаемого поведения» — сделал / не сделал, делает / не делает.

Хорошим, четким и одновременно неприятным для многих из нас разделителем становится «циничный» и «беспощадный» бизнес, который почему-то не готов оплачивать «заполненные знаниями ячейки», а оплачивает чаще всего именно результат, причем результат, который появился в срок и в нужном для следующего этапа производственного процесса виде. Результат же появляется в процессе применения, а оценивается после демонстрации того или иного навыка.

При это мы живем и функционируем часто не задумываясь об этих тонких отличиях, пока не хотим, чтобы бизнес нас оценивал справедливо: повышал зарплату, давал новые полномочия, отправлял в командировки на интересные конференции (и, желательно, не в Нижний Тагил, где по слухам бывает холодно, а куда-то ближе к океану, Сан-Диего или даже просто Лос-Анджелес, уговорили).

А теперь давайте посмотрим, как в большинстве случаев отличаются картинки бизнеса смоделированного для книг и бизнеса, существующего в реальном мире.

Как, чаще всего, выглядит карта навыков сотрудника и должности в компании при отображении на бумагу?

001

Все просто и понятно. Вот что ты делаешь (и, наверное, знаешь), вот чего ты еще не знаешь. Выучишь что-то новое, что нужно следующей позиции и сможешь это применять на практике — будешь занимать следующую позицию.

Все классно, все понятно… в теории.

Потому что нет в бизнесе настолько изолированных функциональных областей, как на этом рисунке и нет в вашей голове такого четкого и однозначного разделения: знаю / не знаю, делаю / не делаю.

Обычно мы знаем и умеем намного больше, чем требуется нам чтобы четко и механистично выполнять свою работу и при этом можем не всегда достаточно демонстрировать это.

То есть картинка выглядит скорее как-то так:

002

Практика, как обычно, оказывается богаче, чем любая сухая книга, пусть даже и с приставкой «бизнес» в названии или в титуле автора.

Но и это еще не всё. Мы ведь с вами пытаемся «пробросить мостик» не от одной стройной теории к другой не менее стройной теории, верно? Тогда давайте «приводить к нормальному виду» и правую часть уравнения этой модели.

Повторимся, идеального распределения ролей в реальности не бывает.

Менеджер, который вырос из специалиста, часто «по старой памяти» делает что-то из задач сотрудников своей команды, а хороший менеджер еще и стремится «перетягивать» на себя какие-то задачи директора или руководителя департамента.

Директор, в нормальном мире, тоже не далеко не «идеальный кандидат», который знает и умеет всё из своего круга обязанностей на 100%. Где-то его функции «управления» сводится к «контролю за работой подразделений», что-то делегируется менеджерам или помощникам. А если директор, так же как и менеджер, тоже в свою очередь вырос из менеджеров, за ним может быть закреплен какой-то важный клиент или проект, а чаще всего он еще и менторит / сопровождает в переходе нового менеджера, которого не так давно назначили.

Дополнив нашу картинку, мы получим следующее схематическое отображение реальности на бумагу.

003

Бардак, скажете вы? :)

Возможно, возможно, но если отложить в сторону это оценочное суждение о том насколько неэффективно устроен мир вокруг нас и бизнес в частности, можно рассмотреть очень забавную особенность подобного мироустройства. Рассмотреть и прагматично применить для пользы бизнеса и свой профессиональной карьеры.

Мы с вами очень много знаем. Само по себе это знание редко приносит какие-то ощутимые выгоды «носителю заполненных мозговых ячеек». Поверх знаний хочется наложить какую-то явную и заметную «бизнес-применимость» этих знаний, провести демонстрацию реальной пользы для бизнеса, тех или иных навыков. Заметим, навыков, которые и так, скорее всего, есть в вашей голове.

Посмотрите на последнюю картинку внимательно еще раз. Обратите внимание на область «вы знаете, но не демонстрируете». Сколько полезных идей и приёмов, которые уже есть в вашей голове отделяют вас от новой и интересной работы?

Хочется какого-то простого и понятного способа показать бизнесу, на что вы способны.

Так как мы точно не знаем за что именно в вашей компании «дают медали», мы придумали совершенно другой формат образовательного продукта. Это не тренинг или семинар, хотя какая-то часть «обучения» в образовательном продукте остаётся всегда. Это скорее «программа ускорения карьерно-профессионального роста», задача которой в сжатые сроки придать вашей карьере ускорение. Boost.

И мы, кажется, придумали как мы с вами это сделаем.