[ Слава Панкратов ] про моего внутреннего отличника

— Так, стоп, тайм-аут, тайм-аут! — Паша анекдотично сложил руками букву «Т», как тренер по баскетболу, когда тот показывает судье, что нужен перерыв, — а где вот тот застенчивый очкарик, который был ты?! :)

Паша — наш знакомый из Питера, с которым мы случайно познакомились много лет назад, когда я ещё учился на 3-4 курсе института. И тогда я ещё только начинал работать, носил смешные толстые очки, рубашки и общался с людьми достаточно… скромно? С нашего знакомства прошло к тому моменту лет 7 или даже 8, мы оба успели жениться и вот они с женой приехали в Киев, где уже я с женой встретили их и выбрались посидеть в ресторан. К тому моменту я был руководителем отдела тестирования, вёл тренинги, успел несколько раз сменить работу, открыть, несколько раз перезапустить и продать свой интернет проект. То есть время шло, мы в основном переписывались с Пашей и его женой по скайпу / аське и вживую или даже просто голосом общались мало. Видимо, они запомнили меня ещё тем студентом, который только-только устроился на работу и на первые деньги решился поехать на море.

— Ты раньше говорил в 5 раз меньше, а сейчас я тебя перебить не могу!

И этот разговор мне запомнился именно этими его словами. Потому что характер, интроверты, устойчивые паттерны поведения, да? Я очень чётко помню, как мне тяжело давались простые, но необходимые для продвижения по работе навыки: выступить перед заказчиком, сказать «нет» (страшно подумать!) целому директору офиса и настоять на том, чтобы именно наша команда получила новых людей, которых я побеседовал для других проектов. Разработать и применить простую систему даже не «грейдов», а скорее, просто профессиональных ступеней развития для сотрудников нашего, а в будущем, и других проектов. А ещё я помню, как у меня физически шевелились мозги, когда генеральный директор одной из компаний, в которой я имел честь работать, открыл пустой эксель-файл и начал считать бизнес модель для одной идеи, которую мы до этого долго обсуждали по переписке. До этого я месяца полтора присылал ему какие-то заполненные шаблоны, которые искренне считал бизнес-планами.

Некоторые читатели, участники наших программ или слушатели, которые видели меня на выступлениях сейчас наверное хотят переспросить — Слава, ты о ком? Мы же тебя видели вживую или были на твоих вебинарах. О каком молодом человеке интровертного типа характера тут идёт речь? Я уже так или иначе касался этой своей истории, когда выступал или общался с нашим студентам. Это история о трансформации: трансформации меня-студента технического ВУЗа, в меня-тренера и предпринимателя.

«Надо хорошо учиться и устроиться на хорошую работу. Подальше от начальства — поближе к кухне. Начальству виднее».

Это были мои паттерны воспитания. Причём даже не столько родительские, сколько школьные и институтские. Я не учился строить карьеру или зарабатывать. Я учился математике и программированию (при чём, как потом выяснилось, уже в тот момент и то, и то было глубоким прошлым).

Наверное, как и многие из нас, я был уверен, что надо хорошо знать предмет, тогда ты будешь на хорошем счёту, а дальше оно все как-то там само сложится. И я бы верил в это ещё долго, если бы уже на втором месте работы, я случайно не «обошёл» своего предшественника и, в какой-то мере, наставника. Обошёл, конечно, не с точки зрения опыта в тестировании ПО или знания предметной области (к моменту моего прихода он уже работал года полтора-два над этим проектом и был хорошим крепким тестировщиком), нет. Просто когда в нашу компанию зашел новый проект и надо было в него «нырнуть», общаться с заказчиком на «непонятном» английском языке, может быть, ехать в длительную командировку — мой наставник решил, что это не для него.

Прозвучала фраза, которую я слышал ещё много раз: «Я потеряю накопленную экспертизу!»

И он остался на том проекте, куда компания нанимала меня, в который я тоже вложил много месяцев работы, но что-то меня вытолкнуло в сторону неизвестного продукта и немного другой области: я перешёл из тестирования в разработку инсталляций, с головой ушёл в общение с заказчиком и разработчиками из Швейцарии, снова пошёл на курсы английского (после полного рабочего дня с квадратной головой ехать в центр и ещё 2-2.5 часа кипятить себе мозг над непонятными упражнениями, брррр).

И уже через несколько месяцев в нашем проекте появились другие разработчики, потом выделилась группа тестирования с разработкой своего тестового фреймворка и я одновременно с возвращением в тестирование получил команду, проект и прыжок по зарплате более чем в 2 раза. Грустные глаза моего наставника на входе в компанию, который сберег экспертизу и остался на том же проекте в той же позиции я почему-то запомнил.

А ещё эта история очень быстро создала тот контур обратной связи, который помогал мне строить карьеру и реализовывать смешной, непонятно откуда взявшийся план «расти быстрее рынка». Вложения в собственное обучение и развитие позволили мне получить и должность и другие деньги. Причём я учился и до этого: честно изучал подробности SQL, построение индексируемых представлений, особенности работы с реестром при удалённом развертывании контейнеров приложений. Это все тоже было. Но не приносило роста, тем более, роста качественного, в разы. Я умею и умел хорошо учиться, я быстро и все глубже закапывался. Мне казалось, что тут все будет так же как в школе или институте: я учусь, меня оценят и похвалят. Гораздо важнее, как оказалось, было реагировать и соглашаться, пробовать и экспериментировать, а потом уже разбираться и вникать, если эксперимент оказался удачным.

И чтобы вы не заскучали и не задались вопросом — почему этот динозавр от ИТ :) решил удариться в воспоминания, перейду к некоторым выводам, которые оказались устойчивыми с течением времени и превратились в то, чем я занимаюсь в Школе менеджеров «Стратоплан» и чему стараюсь учить наших студентов.

……….

Общение и коммуникации важнее для вашей профессиональной карьеры, чем глубокие технические знания.

Технологическая экспертиза не убережет вас от глупых управленческих ошибок, как не уберегла меня и многих других людей.

Фокус на технологиях и процессах в ущерб общению с заказчиком может стоить вам даже директорской должности. Мне стоил.

Ваше неумение показать и презентовать результаты работы вашей команды рано или поздно будут стоить вам части команды. Или всей.

Желание сначала все изучить, попробовать, поэкспериментировать, проверить и перепроверить, а только потом реально что-то изменить будет стоить вам упущенных карьерных перспектив.

Страх потерять экспертизу прочно цементирует вас там, где вы есть. Это лекарство от любого роста и движения.

Неумение выбирать, нанимать и увольнять играет с вами в неприятную, тихую и безболезненную игру «Пусть сидит где сидит, ему ещё рано» (в большие проекты, в хорошие команды, к интересным заказчикам).

Одни обезьяны так и остались обезьянами, потому что не обучали своих соплеменников, не передавали им знания и не совершенствовали орудия производства и процессы. А другие стали человекоподобными и повернули на тропинку эволюции.

……….

Этим и подобным вещам мы учим в нашей Школе. Таких же практиков мы тащим в наши программы.

Если это то, что вам нужно, вам сюда:
http://www.stratoplan.ru/school

Это не совсем классический ВУЗ, где профессора читают отполированные программы и красиво отвечают на вопросы студентов. Это скорее «цеховое производство», где мы учимся передавать экспертизу и нарабатывать правильные приемы, которые помогают в работе. Только теперь я учусь как строить процесс обучения. И это опять и опять выталкивает меня из наработанного опыта. Наверное, поэтому я меняюсь, и это и есть мой путь развития. От студента отличника, через опыт, к менеджерским и директорским позициям, потом в бизнес образование, второе высшее и свой учебный центр, как бизнес и мое дело, мой предпринимательский уже опыт, чтобы снова учиться тому как учить.

Как-то так :)

Такая вот простая история.

С уважением,
Слава Панкратов
Школа менеджеров «Стратоплан»