Удар в пустоту: почему мотивация и чужой опыт вам не помогут

Этой статьей мы начинаем небольшой цикл материалов «Формула своего дела»:

мотивация и опыт

  1. [эта статья] Удар в пустоту: почему мотивация и чужой опыт вам не помогут
  2. Цель, варианты решений, количество усилий до отсечки, возврат в найм в случае неудачи
  3. Теория систем, как способ определить свою нишу в бизнесе
  4. Как оценить и просчитать вашу бизнес-идею или как нарисовать правильную бизнес-эксельку

Изучение существующих на рынке школ и курсов своего дела натолкнуло нас на немного странные выводы: основной упор в подавляющем большинстве учебных программ делается на две вещи: «мотивационный рывок» и «личный опыт» тренера или автора программы.

И если про «личный опыт» как про «ошибку выжившего» уже много написано, то с мотивацией создается достаточно смешное ощущение, что вы до сих пор не работаете на себя только потому, что вам никто не сказал взять и начать работать на себя. Не придал вам гуру, так сказать, «мотивационного ускорения» и всё, нет у вас своего дела. Забавно, потому что тем, у кого оно есть, его тоже (если им верить) никто не придавал.

Антихрупкость

Применимость личного опыта подробно рассмотрена у Нассима Талеба. В своей мега-книге «Антихрупкость», он очень четко формулировал как раз «Проблему основателя», который, случайно выжив в условиях рынка, думает, что он делал всё правильно и пытается вывести из своего опыта повторяющийся линейный алгоритм: если вы будете делать так, как делал я, у вас получится то же самое, что у меня.

Нет, не получится, потому что у вас, лично, будут другие условия.

Антихрупким решением, в терминологии Н.Талеба, будет решение, которое будет становиться лучше под воздействием меняющихся условий.

Применимо к бизнесу, антихрупким решением будет не просто копия существующего дела, а «система пошагового прилаживания». То есть, автору нужно двигаться небольшими шагами, не накапливая большой ошибки проектирования + спокойно реагировать на получаемые вами от внешней среды сигналы и встраивать их в ваше решение.

Остается понимать, где расставить контрольные точки и какие именно сигналы нам надо считывать, чтобы получить работающую бизнес-схему. Схему своего дела.

В опросе, который мы с вами провели, «мотивация открыть свое дело» даже не вошла в первую десятку ответов:

  1. Как просчитать стоит ли начинать строить бизнес вокруг конкретной идеи.
  2. Поиск ниши / темы для своего дела.
  3. Пошаговый алгоритм запуска своего дела.
  4. Что вообще должен знать и уметь предприниматель на старте: всё ли я знаю для старта.
  5. Как найти партнеров на старте.
  6. Как и когда выходить из найма.
  7. Как понять что дело «не полетело» и свернуться.
  8. За что платить зарплату, а когда давать % в бизнесе / от прибыли.
  9. Маркетинг товаров и услуг при небольшом или нулевом бюджете.
  10. Как получить первые продажи / первых клиентов.

Во вторую десятку, кстати, тоже не вошла :) Мы снова видим вполне понятные, разумные, прагматичные вопросы из области «механики своего дела».

Получается, что нам с вами не хватает вовсе не мотивации, а большинство авторов «мотивационных программ» по запуску своего дела попадают в базовую ошибку проектирования предполагая, что если люди чего-то не делают, то это проблема с мотивацией.

Помните, мы уже много раз обсуждали: если человек чего-то не делает, причин может быть целых 4?

  1. Он не понимает цели (нет ответа на вопрос «зачeм?»).
  2. У нeго нет ресурсов.
  3. Он не зает как.
  4. Он не хочет (мотивация).

Если пару минут спокойно подумать, то в случае своего дела, всё получается даже наоборот: с мотивацией иметь свое дело, обычно, как раз всё в порядке — предприниматель или владелец бизнеса часто имеет более высокий доход и большую свободу в принятии решений.

Риски старта своего дела тоже вполне понятны и зачастую не являются чем-то, что может катастрофически повлиять на вашу дальнейшую жизнь: в 95% случаев (если вы не закладываете своё жилье или не продаете такую родную вашему организму почку) человек просто находит новое место работы и продолжает жить дальше.

При понятном риске неудачи и желаемом конечном результате, говорить про мотивацию как-то вроде бы и странно.

А если понятно «Зачем?», но человек до сих пор не открыл своё дело, значит, остаётся не закрытым вопрос «Как?», то есть что и в какой последовательности надо делать?

Если мы посмотрим на результаты нашего опроса, то ТОР-3 вопросов как раз говорят именно об этом: как посчитать бизнес схему, чтобы понять начинать или не начинать дело; в какой нише его начать делать и как выглядит пошаговый алгоритм.

Чтобы окончательно разобраться с вопросом с точки зрения психологии, отметим, что такие понятия как «Прокрастинация» (циклические размышления, не приводящие к результату или откладывание решения) — вопрос тоже не всегда мотивационный. Чаще вопрос кроется в механизме принятия решений. Точнее в помехах, которые мы создаем этому механизму.

Почему мы топчемся на месте?

Что мешает нашему мозгу принимать решения.

  • Туманность определения конечной цели.
  • (излишнее) Множество вариантов достижения цели и процесс выбора правильного варианта.
  • Неопределенность количества шагов (предпринятых усилий) до цели.
  • Возможность или невозможность возврата в исходное состояние.

мозг

Всё вместе это парализует, это мешает, но кроме того, это еще и ошибочно воспринимается как проблема мотивации.

О способах решения именно этих проблем в принятии решения о старте своего дела, мы подробно поговорим в следующей статье нашего небольшого цикла материалов.

Краткое резюме этой части разговора:

  1. Частное мнение конкретного предпринимателя, у которого получилось запустить свое дело, зачастую не может быть масштабировано до схемы запуска любого дела в любой нише: это «ошибка выжившего».
  2. Одной линейной схемы создания своего дела нет и быть не может: нужна скорее «система прилаживания» (по Н.Талебу) или «формула реагирования» в процессе создания своего дела: формула своего дела — это алгоритм с ветвлениями и точками принятия решений в каждой точке.

Где мы находимся в рамках цикла материалов «Формула своего дела»:

  1. Удар в пустоту: мотивация и чей-то опыт вам не помогут (рассмотрели);
  2. Цель запуска своего дела, множественные варианты решений, количество усилий «до отсечки», возврат в найм в случае неудачи (выход статьи запланирован 6 февраля);
  3. Теория систем, как способ определить свою нишу в бизнесе;
  4. Как оценить и просчитать вашу бизнес-идею или как нарисовать правильную бизнес-эксельку.

Оставайтесь на связи!