Проведение совещаний: разбираемся за 5 минут

orlov001m-800px
Александр Орлов, управляющий партнер Школы менеджеров Стратоплан

Продолжаем серию наших 5-минутных мастер-классов. Сегодня — о проведении совещаний.

Как вести совещания. Основные правила: открытие, ведение и т.д.

Тут многое зависит от вашей роли в совещании – вас пригласили как участника, или вы это совещание сами собираете? Но в общем и целом, для проведения совещания важны четыре «П»: повестка, подготовка, проведение, протокол.

П1 – Повестка. В идеале, перед совещанием хорошо бы иметь на руках его повестку (в английской терминологии Agenda), написанную примерно в таком формате:

orlov001m-800px

Пункты обсуждения хорошо бы отсортировать от самых важных к самым неважным. Даже если не удастся все обсудить, самое важное решите.

Важная история – метод принятия решения. Методы могут быть разными:

  • Консенсус (мы должны все согласиться с принятым решением);
  • Голосование (как решит большинство, так и будем делать);
  • Консультативный (лидер совещания всех послушает и примет решение);

Но этот метод надо прописать/проговорить заранее – перед началом обсуждения. Иначе половина народа будет ждать консенсус, и очень расстроятся, когда увидят, что вы приняли решение в одиночку. Начнутся споры, обиды, заходы на второй круг – все, что мы любим.

И вторая важная вещь: ожидаемый результат. Мы все пообсуждали, чтобы получить что? Решение? План действий? Список идей? Что именно? А то потом, как обычно. Получается, что обсуждаем разное.

П2 – Подготовка. Имея на руках повестку, хорошо бы подготовиться, ответив на пару вопросов:

Что лично вы хотите получить от совещания? Запишите это и держите под рукой. Иначе в пылу обсуждений и борьбы забудете, зачем пришли.

О чем лично вас могут спросить? Какие данные могут вам пригодиться? Подготовьте их заранее и держите рядом. Ничто не производит такого отличного впечатления, как заранее продуманные вопросы и подготовленные ответы.

П3 – Проведение. В процессе обсуждения обычно должны выполняться четыре роли (не очень знаю, как их корректно перевести на русский – привык к ним англоязычным 😊):

  • Facilitator – тот, кто поощряет обсуждение и включает в обсуждение всех участников, если это необходимо.
  • Time Keeper – тот, кто следит за временем и периодически говорит: «Коллеги, у нас осталось 3 минуты. Давайте уже что-то решим.»
  • Recorder – тот, кто записывает ход обсуждения, принятые решения и назначенные действия.
  • Gate Keeper — тот, кто следит, чтобы обсуждение не уходило в сторону, и время от времени говорит: «Друзья, важность вчерашнего футбольного матча Лиги Чемпионов не подлежит сомнению, но давайте все-таки вернемся к нашему вопросу.»

Один человек может совмещать в себе все четыре роли. Но в этом случае совещание будет идти медленнее. Все будут ждать, пока он запишет, что обсудили, чтобы перейти к следующему вопросу. Лучше роли разделить. Например, один человек может быть Facilitator + Gate Keeper, а другой – Recorder + Time Keeper.

Даже если вы не являетесь тем, кто собирает совещание, вы всегда можете взять на себя любую роль. Например, в конце жарких обсуждений говорить: «Коллеги, хорошо обсудили, я только не до конца понял, кто, что и когда будет делать.» Это сразу добавляет +5 к вашей карме конструктивного человека. 😊

П4 – Протокол. По итогу совещания хорошо бы выслать всем участникам (+ тем, кого это может затронуть) протокол совещания (в английской терминологии Meeting Minutes). Рекомендуемый формат:

orlov001m-800px

Понятно, что это не панацея и не серебряная пуля. Также понятно, что не надо доводить до абсурда и каждую короткую планерку предварять мощной повесткой и детальным протоколом. Здравый смысл помогает везде. Но если сейчас у вас с совещаниями не очень, посмотрите, где сбоит. Какое из четырех «П» может улучшить ситуацию.

P.S. Если эта статья показалась полезной, жмите лайки и репосты: вместе сделаем мир совещаний лучше. :)