Школа 2.0: взгляд изнутри

Школа 2.0: взгляд изнутри, или к чему мы пришли через полгода работы с 650 студентами

Постоянно поступают вопросы: а зачем вы переходите на новый формат Школы 2.0, когда вы старый запустили только полгода назад? Давайте расскажем — все просто и непросто одновременно.


Гипотеза, которая сработала

Перед запуском годовой программы обучения в декабре 2014 у нас была гипотеза, что каждому студенту нужен индивидуальный план обучения. Ведь мы все разные.
Например, у нас разные психотипы. А это означает, что в одних и тех же практиках нужно обращать внимание на разные аспекты. А где-то вообще не в себе воспитывать какие-то навыки, а искать дополняющую пару.

Кроме того, у каждого человека есть склонности к разным типам деятельности. И даже если взять позицию менеджера, то менеджеры бывают разные: проектные, продуктовые, ресурсные — и это мы не затрагиваем весь зоопарк все многообразие компаний, с которыми довелось поработать за прошедшие 7 лет.

Наконец, у каждого человека есть своя история, цели, планы, хотелки и понимание (часто на уровне гипотезы), как этого всего достичь.

Мы решили, что если мы спросим все это вначале у каждого студента, то сможем потом рекомендовать более адресный, релевантный и эффективный путь обучения, снабженный курсами, которые у нас во множестве имеются.


Индивидуальный план обучения: то, что дает эффект

Каждый студент школы присылает нам результаты двух тестов (на психотип и проф.ориентацию) и эссе. И в целом (после анализа 500 анкет), можно сказать, что эта схема работает. Планы разнятся, где-то мы задаем много уточняющих вопросов, где-то отправляем людей отдыхать перед обучением, чтобы они пришли в ресурсное состояние — но СХЕМА РАБОТАЕТ.

Большинство студентов начинают с курса «Формула работы с людьми» (51%), три других курса Школы («Формула переговоров», «Формула управления проектами», «Формула карьеры») распределены примерно поровну.

И эффект есть: люди становятся менеджерами, решают «неразрешимые проблемы», налаживают отношения с руководством, разрешают накопившиеся проблемы в команде, пишут статьи, выступают на конференциях и т.д. Однако…


Гипотеза, которая не сработала

Через 3 месяца после старта годовой программы мы обратили внимание, что первый курс по своему плану обучения прошли только 10% студентов. 10% — это, мягко говоря, не 100%… Мы провели опрос студентов по тому, кто как движется по программе:

school-chart

Оказалось, что только 25% людей движутся по плану или еще быстрее. Остальные 75% двигаются медленнее, чем они ожидали.

В чем дело?! Мы пообщались со многими студентами, и картинка начала проясняться. Основными проблемами оказались большой объем материала и отложенный контроль.

Большой объем материала и отложенный контроль — работает только для 25% студентов

Каждый курс в годовой программе составляет от 20 до 30 часов видео-материала. При этом контроль пройденного предполагается в самом конце — когда весь курс изучен и проработан.

Проделать такую работу самостоятельно без контроля в условиях постоянного отвлечения на работу, семью и прочие активности — в реальности получается у 25% участников. У остальных 75% получается с трудом. Как следствие, люди вязнут в начале, а привычка учиться не вырабатывается.

Значит ли это, что у 75% людей проблемы с самодисциплиной? Можно называть это как угодно и при этом обвинять студентов или нас, но сути это не меняет. Эффект от обучения есть у четверти студентов. Это неправильно! Мы хотели и хотим, чтобы эффект был у 100%. Именно поэтому мы и решили с сентября 2015 перейти на формат 2.0.


Формат 2.0: онлайн в дополнение к заочке

self-vs-online

В основу этого формата мы положили 3 важных момента:

Принцип №1. Рабочие группы 10-12 человек по курсам

Все студенты будут объединены в рабочие группы по 10-12 человек по изучаемым курсам. То есть, если вы в данный момент работаете над курсом «Формула работы с людьми», то у вас будет группа коллег из 10-12 человек, который также работают над этим курсом.

Каждую неделю рабочая группа будет созваниваться/списываться по скайпу и проводить короткую стратопланерку, рассказывая, кто что изучил за неделю, какие есть планы на грядущую неделю и какие возникли трудности.

Трудности и вопросы можно будет обсудить с коллегами по группе. Кроме того, в чате группы будет присутствовать куратор от Школы менеджеров Стратоплан. Куратор сможет также оперативно отвечать на вопросы. И при необходимости подключать тренеров и авторов курсов для ответов на более глубокие вопросы.

Взаимопомощь и взаимообучение — то, что активно применяется, например, в методиках Салмана Хана (Khan Academy) и академика РАО М.П.Щетинина в его лицее (там вообще применяется разновозрастное обучение). Эта методика позволяет резко ускорить усвоение материала, поскольку люди не только оперативнее получают ответы, но и вырабатывают более глубокое понимание материала, проговаривая его другим.

В рабочей группе также будет визуализирован прогресс каждого студента. Все будут видеть, кто насколько продвинулся, кто где остановился и кто в каком темпе движется. Визуализация прогресса обучения активно применяется, например, в методике советского педагога-новатора В.Ф.Шаталова — именно оттуда мы и позаимствовали ее принципы.

Студенты уже спрашивают про рабочую группу выходного дня (те, кому удобно учиться по выходным) — думаем над реализацией.

Принцип №2. Модульная система обучения

Чтобы преодолеть эффект погрязания в большом объеме материала, весь материал будет разбит на модули продолжительностью не более 1 часа, с обязательным тестированием в конце каждого модуля. Если человек не сдает тест, он не может перейти к изучению следующих модулей.

Например, нет смысла переходить к изучению вопросов коммуникации с заказчиком или руководством, если не усвоена тема с психотипами людей.

Поэтому модульной системой с тестированием в Школе 2.0 будет реализована концепция полного усвоения материала — то, что сейчас реализуется на экспериментальном уровне в лучших школах мира.

Принцип №3. Постоянные практикумы

Нельзя научиться вести переговоры, читая книги по переговорам. Нельзя выйти на новый уровень менеджмента, только читая книги и смотря видео-курсы. Поэтому для каждого курса будут постоянные практикумы (раз в 2 недели), которые будут включать в себя:

  • Переговорные поединки
  • Упражнения, видео-фрагменты, кейсы
  • Работу и обсуждения в группах

Кроме того, часть времени практикума мы отводим под онлайн консультации, где тренер или автор курса сможет разбирать вопросы студентов из реальной жизни.

После окончания курса при желании студент может продолжить посещать практикумы уже пройденного курса. То есть, закончив «Формулу переговоров», вы сможете продолжать практиковаться в переговорных поединках.

Если интересны детали, то мы подробно рассказали о новом формате вот в этом видео:


С 10-го июня повышается цена на Школу 2.0

В Школе нового формата уже есть 350 человек. Сейчас эта группа студентов работает в заочном формате. С сентября начнут действовать рабочие группы, появится расписание практикумов и Школа 2.0 заживет полной жизнью.

Напоминаем, что есть еще 2 дня, когда вы сможете принять участие в Школе 2.0 по цене текущего формата, сэкономив 16,000 руб. Кроме того, записавшись и оплатив свое участие сейчас вы начнете работать в заочном формате + получите год участия в Школе 2.0, начиная с сентября 2015.

Приходите сейчас. Лето — отличная пора, чтобы поработать над собой! А сентября начнем вместе новую жизнь. :)

Школа менеджеров Стратоплан 2.0