Стратег ответов не знающий, но план имеющий

Мы остановились на том, почему опасно читать теорию и не переходить к практике

Сегодня продолжим о том, как разрешить себе не иметь заранее подготовленных ответов.

«Вижу список задач. Пробегаю глазами, ищу что-то знакомое. В первую очередь сделаю понятное, потом почти понятное, потом разберемся. Может, остальное и не придется решать».

Знакомо? Как часто вы стараетесь избежать вопросов, на которые не знаете ответов?

Многие хоть раз да ловили себя на мысли, что пытаются отложить новые задачи на потом. Парадокс. Ведь для вас не новость, что профессиональных рост возможен только при расширении возможностей. И если выполняя рабочие обязанности ходить как «пони по кругу», круг не станет шире сам собой и в горы вы тоже не придете. Значит, для роста нужно постоянно брать чуть больше, чем вы умеете. Не бояться искать там, где ещё не искали.

Но мы ведь уже отовсюду слышали эти истории про «выйти из зоны комфорта». Такие статьи пользуются популярностью, это настоящая «золотая жила» для копирайтеров. Поток читателей, ищущих волшебную таблетку, не заканчивается, потому что на практике просто «взять и сделать» — не работает. Заметьте, не получается у незаурядных людей, которые искренне хотят быть лучше, не ленятся, работают с утра до вечера, и всё равно карьера едва движется.

Давайте разбираться, почему мы избегаем новых задач.

Откуда у нас появляется стремление подготовиться ко всем вопросам? В школе мы привыкли, что для хорошей оценки тему нужно изучить заранее. На контрольных выдавали задачи из ранее пройденного материала. В институте вообще за несколько месяцев до экзамена по общежитиям начинали гулять билеты, которые нужно «прорешать» и «заучить».

Потом работа. Сделал хорошо — молодец, есть «косяки» — будь добр объяснить. Так ведь? А где нет «косяков»? В задачах, которые делал уже тысячу раз.

У тех, кто хорошо учился, сформировался стереотип: подготовился к ответу (знал что будут спрашивать) — получил хороший результат.

Но что делать с задачами, к которым нельзя подготовиться?

Нас такому не учили. А ведь чем выше по карьерной и профессиональной лестнице вы поднимаетесь — тем больше таких задач и тем меньше решений укладываются в алгоритмы.

Тут «внутренний отличник» может сильно помешать. Когда вы хотите заранее найти ответы на все вопросы, вы игнорируете главное: окружение. Свободную волю других компаний на рынке, свободное поведение клиентов, право партнеров поступить иначе, да и просто право сотрудников и руководителей на ошибку. В многоуровневых сложных задачах никогда всего не учтешь.

А если привык к высоким оценкам окружающих, согласиться рискнуть и допустить ошибку страшно. Ты ведь лучший, лучшие знают что делают.

Нет, не знают.

Давайте вспомним умных греков и военное дело. Там есть понятие тактики и стратегии. Тактика — это план из конкретной последовательности шагов. Стратегия — недетализированный, но далеко идущий план для достижения целей в условиях высокой неопределенности. Он стратег — значит, что он имеет целостное видение будущего и может выстроить шаги к достижению цели в настоящем. Стратег не знает всех шагов наперед. Он видит конечную цель и выстраивает отдельные «пазлы» поведения. Тактикой пользуются для достижения стратегического плана, она служит стратегии, а не наоборот.

Говорят, тактика нужна, чтобы выиграть битву. Стратегия — чтобы выиграть войну.

Ваша профессиональная жизнь — не одноразовая стычка с непонятной задачей, а долгосрочная война с постоянной неопределенностью. И умение действовать в полутьме, когда не видно всей дороги и нельзя расписать все шаги, когда нет полной информации, когда ты сам создаешь вопросы, ответов на которые ещё не придумали — это умение определяет людей успешных, стратегов.

Какова ваша тактика в профессиональной карьере? А стратегия?


С уважением,
Школа менеджеров «Стратоплан»
https://stratoplan.ru