Теория VS практика: как ваши знания вам не помогут

Если помните, мы начали говорить о синдроме отличника, провели небольшой опрос и выяснили грустное
Впереди целый цикл материалов, а сегодня — обещанное продолжение о том, куда приводят стремления к идеалу или что (НЕ)будет получаться, если вы сначала пытаетесь собрать и изучить всю теорию, прежде чем перейти к практике.

Для тех, кто ожидает высокой оценки результатов, есть две большие сложности:
1) всё новое
2) неопределенность, из которой может ничего не получиться

Как начать делать что-то новое?

Ознакомиться с темой, провести обзор литературы, собрать всю доступную аналитику. Показать информацию коллегам, скорректировать. Учесть законы природы, катаклизмы, умножить на коэффициент индивидуальной скорости биохимических процессов…

В какой момент этот ряд действий показался вам абсурдным? Вряд ли с первой строчки :)

Давайте вспомним, как дети начинают писАть. Сначала рассматривают книги, потом пробуют рисовать похожие линии, пытаются начертить отдельные печатные буквы, копируют пропись. Ну и потом дело за малым, научиться писать красиво и аккуратно. Хотя многие на этом моменте явно сошли с дистанции:)

И так со всеми навыками, которыми мы овладели в совершенстве. Нужна практика. Мы учились ходить, говорить, завязывать шнурки. А потом решили, что несколько увесистых томов и 5 лет теории точно закончатся новыми умениями. Взрослые люди не ждут, что ребенок научится ходить после лекции о пользе прямохождения. Но когда дело доходит до интеллектуальных навыков, логика почему-то работает хуже.

Толковый словарь беспристрастно сообщает, что навык — это умение, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Для того, чтобы приобрести навык, нужно вовремя перейти от уютного кокона теории к практике. И повторять, пробовать, делать, пока не начнет получаться с закрытыми глазами.

Если речь идет об интеллектуальных навыках, то мы снимаем шляпу перед подписчиками. Тут и правда не всегда легко самому разобраться. Нужны знания предметной области, системные знания, доля эмпатии. Периодически приходится решать задачи, о которых даже не подозревали. И соблазн зарыться в теорию велик. Потому что страшно ошибиться, хочется узнать побольше, подстраховаться.

Но, увы, это — тупиковый путь.

Обучение, построенное на блоках теории, не приводит к новым навыкам. Более того, такое обучение может навредить.

Почему теория мешает отличникам:

1. Неумение расставлять приоритеты.
Если вы привыкли всё делать идеально, то знания нужны все и сразу. В итоге вы не можете решить, без чего и правда не обойтись, а что можно подтянуть в процессе практики. Всё кажется одинаково важным, и пока вы в этом не разберетесь — дальше идти нельзя.

2. Потеря первоначальной цели.
За стремлением разобраться в теме лучше других вы забываете, ради чего всё это начиналось. Ведь изначально вы хотели что-то сделать, стать лучше. Но вот прошло несколько часов, а вы ищите новые и новые статьи, исследования, биографии. И, давайте уже признаемся, просто прокрастинируете.

3. Всё новое — хорошо забытое старое.
Не замечали, что намного охотней беретесь за знакомые задачи? И хотя новые горизонты должны манить и вдохновлять, как в балладах, вы то и дело ищите способы избежать их. Потому что пока недостаточно знаете, потому что такого ещё никто не делал, а вдруг не получится и вообще вы ещё не готовы. Знакомо?

А теперь посмотрите, как всё это в совокупности «поможет»вашей карьере? Да, если назвать вещи своими именами, то ситуация выглядит страшновато.

В реальности реальности обучение нужному в работе навыку происходит через поиск решений и отработку реальных действий и приемов. Ведь изучать теорию нужно для того, чтобы потом иметь возможность ей воспользоваться в реальной ситуации. Потому что уметь — это в первую очередь о практике.

Привет системе среднего и высшего образования, которая учила вас, в основном, чему-то, чтобы потом спросить, а не чтобы попросить применить. И чем лучше вы учились, тем глубже сидит эта модель в голове: учить, чтобы знать; чем больше я выучу, тем больше я буду знать, тем лучше я буду.

«Применять» команды не было, понимаете? Очень и очень часто нет команды «действовать» в модели обучения, которая ставила нам с вами задачи и поощряла за следование этим правилам.

Вспомните навык, которым вы в последний раз хотели овладеть? Как много теории вы собрали и как много раз попробовали её применить? Если это был строго необходимый на практике набор и объем информации, отлично. А если вы «по привычке» пропустили через себя и нужное и просто «вокруг лежало» (информации много и доступ к ней очень дешевый), скорее всего вы в модельности «собрать и изучить всю теорию, прежде чем перейти к практике» и это

Можно ли с этим опытом, с этой дурацкой привычкой как-то осознанно бороться? Конечно. Лучшие учебные бизнес программы построены по принципам пошагового применения не просто потому что так модно и молодежно. Учитывая полученный предыдущий опыт в обучении и полученную взрослыми людьми модальность «сначала все изучу и только потом начну действовать», современный программы бизнес образования работают и с тем, как мы усваиваем знания. Работают с нашими привычками учиться.

Большой кусок для размышлений? ОК, ставим пока паузу и продолжим говорить проявлениях A+ syndrome на следующей неделе.

С уважением,
Школа менеджеров «Стратоплан»