Несправедливая оценка: откуда она берется и как ее избежать. Часть 1.

orlov001m-800px
Александр Орлов, управляющий партнер Школы менеджеров Стратоплан

— Саш, помнишь Федора — дядьку, с которым мы вместе в командировке жили?

— Ну…

— Он недавно умер на фокале. (Фокал: ежегодный пересмотр зарплат в западных компаниях.— примечание автора)

— ??? Это как?!

— Менеджер ему сказал, что зарплата у него в этом году не повышается. Федор разнервничался, все-таки возраст… Какой-то тромб оторвался, и все…

Это не выдумка бизнес-тренера, хотя имя героя изменено. Но, как ни печально, это реальная история. Наши слова имеют значение. Человека не стало. И менеджеру теперь тоже с этим надо как-то жить…

Но постойте, у менеджера ведь тоже была своя правда? — можете сказать вы. Надо было Федору повышать зарплату или нет? Что было бы справедливым решением: дать больше денег или нет? Или надо было как-то по-другому вообще работать с сотрудником? Есть о чем поговорить.

В работе сотрудника-менеджера всегда есть две важные вещи. Конечно, таких вещей больше, но сегодня нам интересны эти две:

  • Как сотрудник оценивает сам свою работу
  • Как менеджер оценивает работу сотрудника

Эти оценки живут в голове у наших героев. Обрастая додумываниями, гипотезами, оценочными суждениями и т.д. Но пока не об этом.

С чего все начинается? Сотрудник устроился на работу. В этот момент его мнение о своей работе и оценка его менеджером — совпадают или нет? Обычно тут возникают разные мнения, но правда в том, что эти две оценки в начале очень близки:

Сотрудник прошел собеседование, его оценили, предложили работу и конкретную зарплату. Он подписался: согласен. Здесь мы пока в одной точке.

orlov001m-800px

Дальше начинают происходить разные события. Например, сотрудник пообещал что-то сделать, и не сделал (не успел, не смог — не получилось). Пообещал прогнать тесты, и не успел, отвлекся на оформление дефекта. Или собирался написать документ по процессу работы, но совещание с клиентом затянулось, и день кончился.

В этот момент («обещал — не сделал») менеджер всегда начинает что-то думать: «Вот злодей… Обещал и не сделал…» Оценка менеджера идет вниз.

Что про себя думает сотрудник? Может быть по-разному, но он-то лучше видит ситуацию. Он видит причины произошедшего: «Ну да, это не сделал, но зато…».

Мы все себя немного переоцениваем и оправдываем. Много лет назад мне попалось исследование, которое говорило, что 90% преподавателей вузов США считают, что они преподают лучше, чем их среднестатистический коллега. 90%! Как так?!

Да ладно США, ладно преподаватели, но вот, когда вы опаздываете на встречу, вы как объясняете свое опоздание? Пробки, метро не работало, дети дома задержали… Мы ссылаемся на обстоятельства. Но если кто-то опаздывает к нам на собеседование, мы же немедленно делаем вывод о характере человека: непунктуальный!

Каждый день случается что-то, что меняет наше мнение о себе и других. Это означает, что оценка сотрудником себя и его оценка менеджером могут и дальше расходиться. Где-то мнения пойдут в одну сторону, где-то — в разные, но через год, когда они встретятся на пересмотре зарплаты, картина будет примерно такой:

orlov001m-800px

Что интересно, к встречам по пересмотру зарплат менеджер обычно готовится. Приходит с фактами. Но главное — он приходит С МНЕНИЕМ. И это мнение очень тяжело изменить. Оно складывалось в течение года. После чего происходит примерно такой диалог:

— Уважаемый сотрудник, по итогам проведенного года, я считаю, что зарплата у тебя должна стать вот такой.

— Эээ… А почему такой? (В голове у сотрудника совсем другая оценка.)

— Ну как почему? Вот факт №1, факт №2, факт №3.

— Понятно… («Здесь оценивают через %опу, припоминают какие-то старые грехи, только чтобы зарплату не повышать…»)

У сотрудника возникает естественное чувство…

orlov001m-800px

… НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.

Чувство несправедливости возникает, когда ожидания расходятся с реальностью.

Как так? Я работал, работал, оставался по вечерам, тратил свою жизнь на эту работу, а мне в итоге вот так?!

Вопрос: что случится дальше с мотивацией сотрудника? Он будет работать лучше? Вряд ли. Хуже? С большой вероятностью. Уволится? Начнет рассказывать в курилке про менеджера всякое? Будет за пивом рассказывать друзьям из других компаний, как здесь все устроено через одно место?

Менеджер этого не знает. И он уже упустил ситуацию из-под контроля.

Вопрос: что делать менеджеру и сотруднику? Об этом поговорим в следующий раз.

Продолжение следует >>>